Любовь Фадеева (Amor). Воспитание творчески одаренных детей



Наблюдения и выводы из опыта педагога

Данный материал в первую очередь ориентирован на тему особо одарённых детей. В основном я буду рассуждать о детях с талантами в области сценических профессий, прежде всего, танцовщиков, актёров и музыкантов. Поскольку лично моя специализация – это танец и хореография в рамках театра, я занимаюсь этим на материале испанского народного танца. Официально я преподаю танец как детям, так и взрослым уже более 18 лет, среди моих учеников и студентов как любители, так и профессиональные артисты и режиссёры. Поэтому мои рассуждения о талантах, их раскрытии и воспитании – это мысли, вынесенные из всего этого опыта преподавания, который позволил мне посмотреть на развитие творческих личностей в разном возрасте, статусе и ситуациях. Я не ставлю цель написать научную работу, я предлагаю конкретный практический многолетний опыт, который принес немало выводов и результатов.


Заранее хочу предупредить, что всё сказанное в основном может помочь разобраться в ситуации, когда детьми и родителями ставится цель учиться искусству профессионально или полупрофессионально. Кружки и студии для общего развития - отдельная тема, которую я здесь подробно развивать не буду. Хотя она, несомненно, заслуживает внимания. Я отчасти её буду касаться. Но это не основное в данном разговоре. Тут речь о развитии талантов, которые могут найти применение в профессиональном творчестве.

Часть первая: о талантах для педагога

Профессия раскрывать таланты

Начну с того, что талантливые дети, наверное, моя слабость. Когда я начинала преподавать, то перед этим думать не думала становиться учителем. Когда мне пару раз в детстве и в старших классах сказали, что я могла бы преподавать, то это наводило на меня тоску. Какое ж это творчество? Да ещё и не на сцене, а в классе. В общем, с учительством у меня всё вышло совершенно спонтанно. Просто по той причине, что я ещё в детстве умудрялась втягивать в свои постановки одноклассников. Позже стала ставить танцы для детей из младших классов к школьным праздникам. Как ни странно, будучи довольно тихим и стеснительным ребёнком, я проявляла себя как организатор. И вот, когда я уже стала преподавать своим первым малышам, будучи школьницей, то я стала натыкаться, в том числе на одаренных детей.


То есть фактически преподаю я с 15 лет, и моя самая первая маленькая ученица была очень одарённой к танцу, к пластике. Сейчас она взрослая, давно получила актёрское образование.

Я ей предсказывала творческую профессию, но не могла в полной мере найти общий язык с её родителями на эту тему, а потом эти же родители сами за мной побежали, когда захотели поступления дочери в театральную академию, где я тогда уже работала. Правда, она туда так и не поступила даже со второго раза, хотя и  дошла до третьего тура. Но ей не хватало подготовки. Сказались потерянные в детстве впустую годы, когда до родителей не доходило, что к профессии артиста вообще-то тоже надо готовиться. И ещё куда раньше, чем к большинству других профессий. Дело кончилось тем, что она получила образование в институте Культуры. В общем, не худший вариант.

Но вернусь к главному.

Суть в том, что с того момента, как я стала сталкиваться с такими детьми, я стала чувствовать, что мне всё же что-то нравится в преподавании. И стало ясно, что больше всего нравится мне ТАЛАНТ. Его раскрытие и сотрудничество-симбиоз с ним. Наверное, потому, что я сама когда-то была ребёнком, который нуждался в подобном раскрытии. Поэтому я слышала таких детей, понимала и поощряла их.

Возможно, это был один из самых мощных якорей, что держали меня в школе, где я хоть и учила много обычных детей, но в том числе учила и талантливых. Мне оттуда надо было уйти куда раньше, чем я это сделала, поскольку школа тормозила моё развитие как профессионала. Но я слишком долго верила во что-то иллюзорное по части тех своих детей, которые подавали некие надежды и не всегда их оправдывали. Мне понадобились годы и очень болезненные переломы для того, чтобы осознать, что роль учителя ещё и в том, чтобы уметь отпускать и уметь вовремя уходить. Отпускать тех, кто передумал или готов идти куда-то дальше. Уходить оттуда, где уже всё важное сделано и исчерпало себя.

Тех, кто передумал, отпускать тяжелее всего. Это чувство брошенности. Когда ты вложил в человека лучшее, а он просто взял и расхотел дальше развивать то, что ты ему дал.

Тяжело и уйти оттуда, где ты что-то лелеял много лет, например, свою студию или ансамбль. Умом ты понимаешь, что эта ступень уже пройдена, пора сделать шаг в направлении выше. Но эмоционально бывает сложно расстаться с прожитым этапом.

Когда я, наконец, неоднократно осознала то, что такие ситуации в профессии учителя неизбежны, то и со школой порвала без сожалений. Не говоря о том, что для ухода назрело много значительных причин. Передо мной открылись новые горизонты.

Но своему опыту работы в школе я могу быть благодарна во многом, что касается понимания не только преподавания в целом, но и в отношении самой интересной для меня темы - талантов.

Что такое талант и «с чем его едят»?

Скажу сразу, что я говорю «талант» и подразумеваю разные варианты и степени одарённости. Как вундеркиндов, так и просто одарённых людей, детей. Потому что степень одарённости может быть разной, но суть многих основных моделей и подходов – одна.

Во-первых, если ребёнок воспринимается как вундеркинд или его подобие, то ещё не факт, что он вырастет в некоего гения.

Во-вторых, если ребёнок просто творческая личность, которая последовательно и постепенно развивается, то из него может вырасти очень яркий человек.

Поэтому я буду здесь говорить о том, как и из тех, и из других вычленяется настоящий талант, а не что-то сиюминутно за него принимаемое. Потому что главное, что я подразумеваю под талантом – это сформированную одарённость, которая говорит сама за себя.

Такие разные дети

Дети у меня бывали разные, очень разные. Я не могу сосчитать все те сотни учеников, которые через меня проходили. По-настоящему ярких и способных детей, конечно, было раз эдак в сто меньше. Но и они были очень разные.

Способности некоторых детей меня слишком очаровывали. Когда видела, например, пластичную девочку с фантазией, я тут же начинала носиться и возиться с таким ребёнком. А потом начинала понимать, что способности оказывались «пшиком» без настоящего, неистребимого желания ребёнка развивать их. Один из таких случаев закончился для меня таким стрессом, что я несколько дней вставала утром с тошнотой в сердце, а дело было в том, что девочка просто вошла в переходный возраст и захотела хлопнуть дверью во имя дискотек, рэпа и компаний. Сейчас я вспоминаю эту историю с улыбкой, потому что я сама ещё была очень молодым учителем, полным веры во всякие сказочные иллюзии. Спасибо жизни за то, что она меня била и учила. Вскоре я начала чётко понимать, как систематизировать свои усилия и чему реально стоит уделять внимание.

Вот несколько очень важных аспектов таланта, именно таланта:
1. Талант - это не просто способности. Способных людей и детей - толпы. Талант - это огромная воля в первую очередь, которая эти способности ведёт к результатам.
2. Эта воля даётся и как отчасти приобретенное свойство, и как врождённое. Но чаще оно врожденное.
3. Талантливый ребёнок не только осознаёт своё желание развивать свои способности, для него его выбор совершенно очевиден и родителями не мотивирован. Это его личное ощущение: "ХОЧУ".
4. Талант - это потребность проявлять и развивать свои способности не временно, это выбор пути на долгие годы вперед.
5. Этот выбор не зависит от того, маленький ребёнок или постарше. Его можно осознать и сделать и в самые ранние годы. Этим и отличаются особо одарённые дети. Они всегда знают, чего хотят, и делают это совершенно осознанно.

Чаще всего по-настоящему талантливый ребёнок отличается большим желанием работать над своими данными изначально. Хотя бывают случаи, когда он постепенно приходит к этому желанию. Но нужно учитывать, что гарантировать, что такое желание непременно придёт – невозможно. Поэтому лучше учить тех детей, которые занимаются с удовольствием и интересом. Невозможно и гарантировать, что желание заниматься не исчезнет. Однако лучше  уж удовольствие от процесса учёбы, чем насилие, которое может ни к чему не привести.
Это довольно существенный и тонкий момент в ситуации, когда ведёшь отбор малышей. В случае со старшеклассниками отбор в этом смысле проще, потому что они уже чаще всего перешли ту грань, когда происходят довольно резкие перемены при переходе от детства к отрочеству. Надо сказать, что переходный возраст - это тот первый сложный этап, на котором сама природа жестко отсеивает тех, у кого нет воли к развитию в каком-то одном направлении, уже заданном до этого.

Многие подростки резко бросают то, что им даже, положим, нравилось делать в раннем детстве. Их ломает от всяких гормональных и мозговых перестроек. Из-за этого часто меняются интересы, приоритеты, происходят конфликты с родителями и т.п. Подчас всё это - кошмар с точки зрения развития таланта. Потому что творческие профессии нередко ставят требования, при которых отлынивание приводит к потере формы или уводит от важных шансов. Поэтому опять же воля ребёнка проявляется во многом в том, что он способен с одним и тем же любимым делом выйти из детства и пойти с ним же дальше, не бросая.

Поэтому важно понимать, что талант держится на собственных внутренних качествах индивида. Но родители тут играют важную роль в том, чтобы по возможности быть друзьями для подростка, а не чем-то другим. Потому что конфликтная ситуация в семье и отсутствие доверия может сломать подростка и повлечь его желание порвать даже с весьма полезными вещами, которые он изучал в прошлом. То есть подобное возможно... Хотя самый настоящий талант в этом смысле ничто и никто не сломает. Настоящий талант будет продолжать делать своё дело, проявлять упрямство в достижении своих целей. Но, тем не менее, это не отменяет важности роли родителей, как помощников и союзников.  

Для родителей, которые хотят стать такими помощниками, очень важно оценивать ситуацию трезво.
Талант нельзя сформировать путём простого навязывания, заставляя чем-то заниматься, пичкая какими-то знаниями и навыками ребёнка, которому данное занятие не только чуждо, но к которому у него нет выраженных способностей. Бывает, что можно чему-то относительно неплохо выучиться, заставляя себя. Но так нельзя стать талантливым. Родителям очень важно это понимать и не питать иллюзий на пустом месте.
Нельзя и полагаться на то, что талант может развиваться полностью сам. Любой талант нуждается в своевременной помощи, огранке и поддержке в самых разных смыслах.

Поэтому роль адекватного родителя в том, чтобы поддерживать желания ребёнка в направлении развития его таланта, и в том, чтобы это была поддержка именно осознанного желания, помноженного на реальные способности и данные, а не попытка вытащить несуществующие способности с помощью насилия, либо с помощью подогрева в ребёнке амбиций, не соответствующих его возможностям.

Такие разные родители

Из своей практики я вычленила три основных типа родителей, которые в той или иной степени варьируются. И могу сказать, что для педагога очень важно отбирать не только детей, а отбирать по идее детей вместе с их родителями. Потому что залог успешного обучения и здоровой атмосферы в коллективе - это гармоничный симбиоз педагога, ребёнка и его родителей.

Так вот типы:
1. «Сумасшедшие» родители, воплощающие свои собственные амбиции через слабого или со средними способностями ребёнка.
2. Равнодушные родители или родители-противники, которых духовная и культурная жизнь ребёнка напрягает, мешает им.
3. Родители адекватные. Они понимают своего ребёнка, понимают его желания и помогают им ровно настолько, насколько это нужно.

Первый тип - самый ужас. По идее таких родителей надо сразу отсеивать. Обычно именно такие родители любят отдавать детей в целую кучу кружков, всякие "Светлячки", "Роднички" и прочее, где учат прыгать с наклеенной улыбкой. Вся жизнь этих родителей вертится вокруг их мечтаний об успехе отпрыска, помноженных на полное непонимание, что такое способности, хороший вкус и что такое подлинное, а не навязанное «счастье».

В кружках для общего развития от некоего процента таких родителей никуда не деться. С ними нужно учиться жить и работать. Но в профессиональном обучении от таких людей лучше бежать подальше. Потому что это не только проблема для тебя, как учителя, это проблема для того ребёнка и остальных детей в коллективе. Такие родители обычно  стремятся тебя обаять и взять в свои союзники. Они часто самые активные по части того, чтобы помочь, привезти, купить, сделать и т.д. Но они же могут сесть тебе на шею, и кроме того способны разжигать ненужное соперничество между детьми, включая и совершенно нечестное. То есть их ребёнок не тянет на первые ряды, но они всячески вынуждают педагога ставить его именно вперёд.

Положим, в обычной школе на каком-нибудь утреннике такое пройдёт разок другой. Но чем дальше, тем чаще будет нужна более профессиональная точка зрения на происходящее на сцене. Тем более, что и другие родители, в том числе родители более способных детей тоже не глупы и начнут замечать несуразицу. И если ты будешь бесконечно продвигать бездарь в угоду тем родителям и их иллюзиям, то это не приведёт к добру. Рано или поздно надо будет расставаться. Особенно в ситуации, когда такие родители зарываются настолько, что начинают на глазах у всех вступать в конфликты, сталкивают детей, сталкивают интересы и всё время требуют к себе повышенного внимания.
Второй тип менее страшен, потому что равнодушные родители совершенно не хотят участвовать ни в чём, а потому они как бы тебе не мешают. Как бы. Но равнодушные рано или поздно могут превратиться в родителей-противников, коими они могут являться и изначально. Но если откровенные противники сразу дают понять, что они против посещений ребёнком таких-то занятий, то равнодушные сначала могут давать надежду на что-то, а потом неожиданно подложить свинью в самый неподходящий момент.

Для иллюстрации приведу очень характерную историю. У меня в ансамбле была очень хорошая девочка, с очень хорошими данными и с желанием заниматься. Но ее мамаша убила все зачатки развития её дарований. Эта мать жила своей жизнью с отчимом. Девочка же была ребёнком от первого брака, часто ночевала у бабушки. И представьте: мать - профессиональная швея, которая не пожелала сшить ребёнку даже самую простую юбку для уроков. В итоге я на свои деньги покупала ткань, сама своими руками шила ей костюм и сама возила эту девочку на выступления. А выступала она со мной много где. В том числе и в Почётном Консульстве, и в эстрадной программе, где работал Сергей Прохоров, тогда популярный на питерском телевидении ведущий. Ребёнку за это доставались и аплодисменты, и подарки, и даже в ряде случаев оплата её труда, если выступления были коммерческими.

Перегрузок не было, наоборот было много радости. То есть другой родитель был бы просто счастлив.
И вот, в конце концов, пошли проблемы. Сначала её мама впечатлила тем, что в день концерта заперла шкаф, в котором лежал костюм девочки, а ключ куда-то потеряла или забросила. Мы с одним старшеклассником ходили к ней домой вскрывать этот шкаф. Потом через годик было выступление в одном очень известном отеле, где устраивали концерт испанцы во главе с консулом, и мать, встречая ребенка вечером в метро, чтобы забрать после выступления, даже толком не поздоровалась. Просто кинула взгляд издали, взяла дочь за руку и понеслась прочь. Последней каплей стал фестиваль, куда девочка просто не пришла. Мне позвонила ее бабушка, которая очень сочувствовала и предупредила меня, что девочка не придет, потому что, видите ли, у её матушки сменилось настроение. После этого я поставила точку.

Кстати, сейчас эта девочка уже сама давно мама двух детей. Надеюсь, не такая равнодушная.

Несомненно, что тут можно привести и примеры очень хороших и вдумчивых родителей, чья поддержка очень помогла в обучении и достижении очень хороших результатов. Но об этом позже.

Кого же учить?

Вернусь к тому, как же стоит вести отбор детей для обучения, если речь идёт о коллективе, где предполагается учить одарённых детей с целью, чтобы они выступали на сцене и готовились к этому  достаточно профессионально.

Я бы выделила следующие критерии отбора:
1. Осознанность выбора у самого ребенка. Он должен производить впечатление искренне желающего заниматься.
2. Данные, проявляющиеся, прежде всего, в умении предъявить свою индивидуальность и фантазию. То есть нужно выполнить свободное творческое задание, когда ребёнок сам что-то сочиняет или импровизирует и может это показать. Необязательно в том стиле, который изучается в коллективе. Важно увидеть задатки.
3. Специальные данные, то есть чувство ритма, музыкальность, пластика, чувство стиля, актёрские способности, интуиция, харизма и т.д.
4. Отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям конкретными видами танца, театра и т.д.
5. Общая культура, которая видна и по ребёнку, и по его родителям.
6. Отсутствие неадекватных амбиций, проявляющихся в требовании к себе повышенного внимания сверх необходимого. Чем больше ребёнок работает сам, думает, погружается в работу без постороннего вмешательства, тем лучше. Это говорит об осознанности его желаний и нормальной самооценке.
7. Родители ребёнка должны быть и его союзниками, и союзниками педагога. Но без фанатичного желания сделать из ребёнка то, чему он по природе своей не соответствует.

Часть вторая: о талантах для родителей.

Поиск себя

Если в предыдущей части я первым делом говорила о том, что такое талант, и рассуждала в первую очередь о важных аспектах отбора детей для педагога, то сейчас я продолжу тему уже моментами, более важными для родителей. Впрочем, и предыдущая часть для них важна. Как она важна и людям, анализирующим собственные способности и нахождение себя в жизни.

Я много сталкиваюсь с тем, как взрослые люди за 30 и старше приходят ко мне заниматься в студию в поиске чего-то нового и яркого для себя. И очень много попадается в интернете взрослых людей, которые прибывают в поиске ответа на вопрос: "что я хочу делать?", "куда податься?", "как себя найти?"

Я сейчас едва ли что-то умное посоветую таким взрослым людям. Поиск себя - конечно, очень важная тема. И любой человек, который решает пойти на танцы, учится каким-то новым вещам, меняет работу или образ жизни - большой молодец. Но я привожу сейчас этот пример просто к теме о талантливых детях.

Понимаете, талантливые дети часто почти не задавались вопросами из разряда "кем быть?" Многие из них это с самого начала знают или чувствуют.

Предназначение

Талантливые дети часто очень рано испытывают момент ясного озарения, которое даёт им ответы на подобные вопросы очень чётко. Это говорит о том, что талантливые дети, если и не имеют некую другую природу, нежели люди со средним набором способностей, но они имеют совершенно другую картину мировосприятия.

Можно не верить в божественное происхождение талантов, но нужно признать, что роль таких детей зачастую предопределена. Взрослые люди могут наивно полагать, что они могут как-то это изменить. Например, сказать ребёнку: "Ты не будешь играть в театре, ты будешь экономистом". Но часто заканчивается это тем, что человек, даже получив вбитое родителями образование, всё равно потом уходит из профессии и идёт творить.

Похожая ситуация, к примеру, была в моей собственной жизни. После того, как я поступила в университет, мои родители стали думать, что мысли о сцене понемногу начнут уходить в прошлое. Но это было смехотворно. Потому что я всеми силами бежала туда, где у меня была возможность делать то, что предписано небесами. Это нельзя вытравить, потому что для тебя творить - это дышать.

А если человек в подобной ситуации забрасывает мысли о творчестве, то значит, не слишком-то сильно в нём отражено его предназначение. Я сейчас повторяю уже высказанные выше мысли, но всё же вновь отмечу: чем более настоящим талантом обладает ребёнок или взрослый, тем явственнее в нём отражено неотступное следование своему пути.

Да, талант - не просто своего рода фанатик, он обязан быть этим фанатиком. Иначе это не талант в полном смысле слова, а нечто несформированное. Потому что талант - это, когда некие способности в человеке горят, светятся, просятся наружу, охватывают весь его духовный мир, являются главной его ценностью и чувством долга перед Вселенной.

ОЧЕНЬ ВАЖНО: Не талант для тебя, а ТЫ ДЛЯ ТАЛАНТА! Своему таланту нужно служить. Иначе природа с тобой тут же разделается, как с отходами производства. Именно поэтому люди, которые не смогли в полной мере реализовать свои способности, попадают в тяжкие депрессии, саморазрушение и т.п. Потому что у таких людей без реализации их таланта начинаются нарушения в психике, нарушается здоровье. Поэтому таланту очень важно не мешать, а помогать. Именно в этом и заключается, к примеру, роль родителей и педагогов.

Вопросы и ответы для родителей

Отсюда вытекают вопросы, которые я сама себе тут задам:
1. Как не проглядеть в ребёнке талант?
2. Значит ли, что ребёнок точно бесталанный, если он не высказывает чётких желаний по выбору увлечений, занятий, профессий?
3. Как оценить осознанность выбора ребёнка и когда надо начинать обучение?
4. Где и у кого учить ребёнка?
5. Где та грань, за которой адекватная помощь в развитии заканчивается и начинается эксплуатация детского труда?
6. Как относиться к общеобразовательной школе и её требованиям?
7. Что упустили родители тех самородков и вундеркиндов, которые став старше, попали во всевозможные беды и психологически сломались?

Вот на эти вопросы я сейчас попытаюсь ответить по порядку.
1. Вопрос "как не проглядеть талант?" - очень тонкий. Потому что способности и склонности могут обнаруживать себя в разном возрасте и при разных обстоятельствах. Поэтому тут, во-первых, надо ждать, а во-вторых, вовремя давать ребёнку познакомиться с разными интересными вещами. Не в том смысле, что нужно в кружки отдавать, а нужно показывать ему, что умеют делать разные люди.


Не нужно думать, что ребёнок такой ещё маленький дурачок, которого рано вести в музей, театр или ещё куда-то. Просто подходите к этому вопросу разумно. Начните с того, что в вашем доме должна звучать хорошая и разная музыка, вы должны при ребёнке смотреть достойные фильмы, передачи, окружать его красивыми книгами, изображениями. Подавайте ему пример. Чем выше вкус родителей, тем выше будет и вкусовой диапазон ребёнка. Если родители с младенчества демонстрируют ребёнку собственное скудоумие и дурные вкусы, то у него тоже может возникнуть каша в голове. Потому что, к примеру, умение слышать симфоническую музыку и получать от неё удовольствие - это то, что закладывается с самых ранних лет. Не надо ждать, когда он будет постарше. Будет ПОЗДНО. Если вы по вечерам смотрите глупый телесериал или отплясываете по праздникам под примитивную попсу, то этим вы наносите непоправимый зачастую вред. Например, способности ребёнка слышать и видеть. Отличать пустое от настоящего. Эти ощущения закладываются ОЧЕНЬ РАНО.

А ещё гармоничная музыка, эстетичные впечатления и т.п. - это залог гармонии в психике и здоровье. Искусство - не только досуг и вкус, это связь со здоровьем. Например, ритмичность формирует правильную циркуляцию энергии в организме. Потому что ритм - это одна из основ жизни. Ритм звучит в нашем сердце, которое равномерно бьётся в той или иной скорости. Чем интереснее и разнообразнее ритм музыки, которую вы слушаете - тем ритмичнее живёте и вы сами. Мелодичность и красота классики ведёт к гармонии в психике и всём организме. Энергия и насыщенность красок народной музыки наделяет человека здоровой эмоциональностью. А талантливая современная музыка довершает весь этот диапазон своей оригинальностью, экспериментами и умением авторов взять лучшее из традиций и преподнести это в новом решении. И чем шире круг ваших предпочтений, тем лучше слух и восприятие у ребёнка. Так что стремитесь давать детям лучшее.

Но это НЕ ЗНАЧИТ, что вместо мультиков и сказок вы должны насильно навязывать ребёнку фуги Баха и античную скульптуру. Нет, вы сами такие вещи слушайте и смотрите! Так, чтобы в какой-то момент ребёнок показал, нравится ему или нет. Либо просто запомнил, что вот ЭТО нравится маме. Короче говоря, фильтруйте собственное поведение, собственные развлечения. Всем известно, что воспитание - это во многом личный пример. Так вот, и открытие способностей и вкусов ребёнка - это тоже через ваш пример.

И ещё: для отношений родителей и ребёнка очень важный аспект - умеренная ненавязчивость. Потому что одно дело, когда вы насильно оттаскиваете дитя от чужой собаки, которая может укусить. И совсем другое - когда вы насильно навязываете ему свои вкусы и устремления. Лучше показывайте их так, чтобы он сам решил, нравится ему или нет, хочется или нет. Для таланта важна самостоятельность в принятии решений.

И вот если у него есть эта самостоятельность, то он сам у вас попросит пластинку с Бахом.

Уверяю,  я просила, мне было тогда пять лет. Хотя мои родители, кстати, его при мне не слушали, просто имели его в коллекции. Зато каждый день стала слушать я.

А знаете, как начала учиться самая маленькая скрипачка в мире? Её мать привела вместе со старшей сестрой в музыкальную школу просто так. Но в итоге играть стала не столько сестра, сколько эта малышка в... три года! Потому что потянуло к скрипке. Способности обнаружили себя сами. В четыре года она исполняет Вивальди с симфоническим оркестром.

Это ряд примеров того, как вы можете дождаться момента, когда ребёнок покажет, чего ему надо. То есть для того, чтобы "не проглядеть" важно просто уделять ему достаточно внимания и ненавязчиво подавать ему хорошую пищу для размышлений и выбора.

2. Если ребёнок не показывает ни к чему активной склонности, не спешите с выводами. Возможно, ему нужно больше времени для того, чтобы сделать выбор. Либо просто поощрите его желание заниматься чем-то, что ему просто нравится. Общее развитие - это тоже хорошо. Главное - обойтись именно тут без фанатизма! Пусть пробует, пусть бросает, важно лишь поддерживать в ребёнке желание подходить ко всему осознанно и заниматься чем-то по-настоящему захватывающим не на пару дней, а на долгий срок. Важно поощрять в ребёнке стремление к полноценным интересам, которые могут приносить длительное, осмысленное, а не сиюминутное удовольствие.
Стремление ко всему полноценному - это вообще залог формирования личности со стержнем. Что куда важнее больших талантов и великих достижений.

3. А теперь поговорим о том, что делать, когда ребёнок уже говорит или как-то показывает вам, что взрослым он хочет стать, например, артистом.

Стоит оценить ситуацию и не воспринимать такие заявления с однозначной несерьёзностью. Да, дети часто говорят о вещах, которые ещё не понимают в полной мере и не осознают. Но так бывает не всегда.

Проверить серьёзность таких намерений не составляет труда. Стойкий интерес и задатки обычно проглядывают в регулярных играх и занятиях ребёнка. Артисты играют в артистов. Что-то сочиняют, разыгрывают, исполняют, импровизируют и что немаловажно – часто ищут себе публику.

Склонность к сцене - это во многом любовь к публичности. Причём не в том, чтобы всё делать на публику, а именно выражать некие творческие способности на публику, вести диалог с окружающим миром через художественный образ. Потому что можно быть общительным в повседневности, но бояться сцены. А можно быть замкнутым, но на сцене чувствовать себя абсолютным хозяином.

Если ребёнок что-то изображает, танцует или поёт, регулярно проявляя желание это показать вам или даже вашим гостям, то это желание найти публику и быть принятым ею.

Вот с этого момента стоит начинать думать о том, серьёзно ли ваш ребёнок может этого хотеть.
И первым делом попробуйте трезво оценить, насколько хорошо у него хотя бы что-то в этом получается. Есть ли связь между его мечтами-играми и реальной возможностью научиться чему-то серьёзно? Если вам самим не хватает на это познаний и непредвзятости, то покажите его специалистам.

Когда это делать? Когда имеет смысл начинать уже УЧИТЬ? Многие родители не беспочвенно боятся перегрузить ребёнка в ранние годы. Зачем пятилетнему уроки? Действительно: зачем?

Тут уже весь вопрос в том, ЧЕМУ учиться и ДЛЯ ЧЕГО. Потому что если у ребёнка выраженные задатки профессионала, то раннее обучение может помочь ему быть собой и прожить свою жизнь более счастливо. Как бы странно это ни звучало.

Важно не сделать ошибки. Потому что грань между чистым насилием и необходимым ребёнку образованием можно не заметить. Амбициозные родители, которым важнее их собственные мечты, нежели истинные желания отпрыска, могут превратить жизнь ребёнка в ад. Вот этого происходить не должно!

Есть ряд творческих профессий, где раннее обучение просто необходимо. Раньше всего нужно начинать учиться музыке. Учиться танцу можно чуть попозже, но в разных видах танца сроки и требования разные.

И вот, чтобы разобраться во всех этих аспектах, нужно не бояться показывать ребёнка специалистам. От таких показов точно никакого вреда, зато у вас будет информация к размышлению. Начинать получать эту информацию можно примерно с возраста четырёх лет. А затем думать над этой информацией.

4. Теперь про то, как разобраться в изобилии педагогов, студий и школ. У меня есть свои мнения по поводу разных творческих профессий вроде музыкантов, актёров или художников. Но я здесь буду писать и отвечать в основном за свою главную профессиональную область - танец.

Начнём с того, что выбор студии должен начинаться с цели.

Если вы хотите просто дать ребёнку что-то попробовать для общего развития, то вам, прежде всего, нужен добрый, умный и внимательный учитель.

Во-вторых, желательно, чтобы у учителя был опыт. Конечно, молодые учителя - это не значит плохие. Но просто не бросайтесь на первого попавшегося. Подумайте немного. К самым первым учителям дети часто эмоционально привязываются. А потому если вы его уже отдадите к кому-то, а потом передумаете, то это может ранить ребёнка. В общем, первые правила выбора - такие же, как и в обычной школе.

Если говорить о танцах для общего развития (не для профессии, а для пробы пера), то лучше всего выбирать кружки и студии, где либо чисто классический материал, либо некая помесь классики и разных развивающих упражнений и элементов разных танцев.

Почему классика? Почему не бальные танцы, к примеру? Многим нравятся перья на платьях, маленькие парочки и т.п. В общем, из-за этого родители отдают туда совсем маленьких детей.

Тут скажу своё мнение: все танцы могут приносить пользу с точки зрения и физической подготовки, и развития музыкальности. Но всё же, классическая система - самая уважаемая и самая универсальная для того, чтобы потом учиться самым разным вещам. Она вырабатывает осанку, подвижность суставов, мышцы стопы, походку и умение контролировать своё тело в деталях. Это неизбежно нужно осваивать в любом профессиональном танце. Но в классике есть отработанные веками методы заложения неких основ. А в бальных - этого нет. Особенно в том варианте, как это бывает в простых детских студиях.

Из бальных танцев очень часто выходят дети с очень ограниченным спектром владения телом, скованностью в области корпуса, плохо развитой стопой и ногами в целом. Если вы будете учить ребёнка после такой первой школы профессионально, то педагог будет мучиться, искореняя все эти привычки. В моей практике и в практике огромного множества педагогов самых разных танцевальных направлений такое встречалось много раз. Таким образом, скажу: не начинать с бальных танцев - это лично мой вердикт. А вам самим решать, что выбрать. Если очень нравится - учитесь, чему хочется. Но я бы рекомендовала бальные танцы - лишь как дополнение к чему-то другому.
Ничего не имею против разных народных танцев. Они очень полезны во многом. Часто им учат, используя упражнения из классики. А если говорить о современных танцах, то всё же чаще такие студии существуют для детей постарше. И хорошо, если они тоже хоть немного опираются на классику.

Далее важно отметить, что если вы сразу нацелены на профессиональное обучение, то ищите учителей с наиболее высоким интеллектом и с умением работать с личностями, а не с кордебалетом из "улыбающихся бантиков". Помните, ещё с далёких советских времён детские ансамбли, где все девочки скачут с гигантскими бантами на голове и словно наклеенными улыбками? Вот это я про них. Это тоже не лучший выбор.

Потому что танец - это духовно-эмоциональный процесс, где артист рассказывает зрителям историю, открывает душу, погружает в особые по глубине и насыщенности переживания и т.д. В принципе никому не вредно учиться танцу как духовному и артистическому искусству. Но ребёнок, который стремится на сцену, нуждается в этом особенно. Хотя бы по той причине, что посредственных артистов, которые выучены в дурном вкусе и не умеют проживать танец как артистическую и актёрскую задачу - и так пруд пруди.

Теперь вернёмся к возрастным особенностям. Если ребенку примерно лет пять, и у него явно профессиональные данные, то я больше всего за индивидуальное обучение, которое при желании можно комбинировать с групповым. Но при случае, если ребёнок очень активный, общительный. Выступления могут быть полезны, но необязательны. И их должно быть разумное количество. Потому что выход на сцену - это огромная отдача энергии. Не любой ребёнок выдержит эту нагрузку часто. Тут надо смотреть на индивидуальные особенности.

В общем, в дошкольном возрасте обучением танцу лучше не перегружать, если в этом нет острой необходимости. А конкретная необходимость в обучении танцу наступает ближе к 7 годам. С этого возраста можно начинать готовиться или к балетному училищу, или к чему-то ещё. Тут уже явно уместны и уроки в группе, балетный станок хотя бы элементарный - обязательно! Выступления - обязательно. Но в каком объёме - это индивидуально. Кому-то достаточно раз в год выступить перед друзьями и родителями, а кому-то можно выйти и на большую сцену. Важно только помнить, что после выступлений ребёнку совершенно необходим отдых и восстановление. Поэтому о школьных занятиях и домашних заданиях после сцены не должно быть и речи. Некоторым после сильной эмоциональной отдачи на выступлениях даже бывает нужно отдохнуть несколько дней, иначе это может привести к снижению сопротивляемости.

Если вести речь конкретно про фламенко, то здесь классика как раз должна дозироваться, чтобы не перебить стиль. Во фламенко более сложный, чем в балете, корпус и руки, поэтому эту часть нужно развивать больше в этом ключе. А вот классический станок для ног полезен. Растягивать тут особые шпагаты и вырабатывать высокий прыжок нет необходимости. Можно даже иметь не самую лучшую фигуру. Но вот заниматься мышцами стопы, приучиться к выворотной походке с носка - очень полезно. Начинать учиться фламенко особо рано - нет конкретной необходимости. Можно начать даже лет в 14-16. Но вот иметь для начала изучения этого танца навыки в понимании хореографии в целом – необходимо заранее. То есть всё равно к 7-9 годам надо начинать учиться либо классике, либо классике вместе с чем-то. Иначе к 14 годам для фламенко подросток предъявит, скорее всего, уже слишком закрепощенное и неразвитое тело, с которым работать будет сложно. И ещё специфика фламенко требует очень хорошего чувства ритма. Поэтому полезно начать развивать его чем раньше, тем лучше. Для этого есть свои методики и учителя-музыканты.

При изучении фламенко очень важный аспект - артистизм и индивидуальность. Очень важен темперамент и глубокая вдумчивая личность. В этом стиле нечего делать пустым людям, отрабатывающим чисто внешнее. Поэтому для профессионального обучения здесь важно развиваться разносторонне, учиться жить в танце, духовно и эмоционально наполнять каждое движение, творить образ, не имитировать эмоции, а всецело чувствовать и выражать их. А ещё чередовать занятия техникой с занятиями ритмом, индивидуальные уроки с групповыми, совмещать работу в классе с самостоятельной работой, познакомиться с актёрским мастерством, законами общения с публикой, историей испанского танца, этнографией и многим другим. К тому же любые этнические направления танца важно изучать не только в отечественной школе, но и ездить в страну изучаемого танца.
Не буду дальше углубляться в дебри. Просто скажу, что всё описанное к тому, что в профессиональном обучении очень важно найти наставников как можно мудрее, чтобы раскрыть индивидуальность маленького артиста. Дать ему возможность творить себя самого и свои произведения и при этом параллельно учить важным навыкам и знаниям. А это не всегда можно найти даже в очень раскрученных коллективах. Профессионализм нужного конкретному ребёнку учителя может оказаться не в его званиях и наградах, а в понимании конкретной детской личности, в подборе правильного именно для него режима уроков, выступлений и прочего.

Не нужно путать раскрытие таланта с коммерческой раскруткой. Потому что не всем юным талантам нужно раскручиваться в детстве. Зато всем нужно готовиться ко взрослой жизни. И поскольку выбор профессии танцовщика делается в очень раннем возрасте, то учиться этому именно в детстве - необходимо. В том или ином виде. Официально ли ведётся это обучение, в каком-то заведении или частным образом - это уже второй вопрос. Важен результат, выраженный в том, что может человек показать на сцене, и в том, чтобы быть востребованным в своём деле. Иначе к моменту выхода во взрослую жизнь ты профессионалом не будешь.

И ещё: есть ВУЗы театральные, либо ориентированные на танец или эстраду, и вот именно в них, скорее всего, придётся поступать. А поступить туда неподготовленным - невозможно. Попасть туда без блата шансы как раз есть. Но для этого нужно демонстрировать сильную профессиональную подготовку и большой потенциал. И вот именно во многом к этому надо готовиться в детстве. Это один из самых важных аспектов, который нужно помнить родителям талантливых детей. Потому что если уж пускаться в эту авантюру, то надо подходить к ней с умом и последовательно.
5. Теперь про "потерянное детство". Спросите себя для начала: а общеобразовательная школа ничего не отнимает от детства? Школа, где ребёнок сидит часами с раннего утра и поглощает кучу подчас совершенно неинтересной ему информации? А сколько отнимают времени домашние задания и всякие курсы, на которые старшеклассники ходят ради подготовки к ВУЗам.

Вы искренне считаете, что необходимость танцевать несколько часов в день - это страшнее, чем весь этот школьный ад?

Нет, боже избави, я не школу сейчас критикую. Я просто хочу сказать, что в жизни детей в любом случае очень много нагрузок. И зачастую куда более им отвратительных, чем нагрузки, связанные с их любимым делом.

Творческие дети любят работать в своём деле. Они этому душу отдают.

А что до необходимости играть в куклы или в футбол, то на то и есть родители, чтобы выискивать возможность, чтобы эти вещи у ребёнка были. Причём: ещё при условии, что он сам этого хочет. Понимаете, многим творчески одарённым детям на деле футбол, к примеру, неинтересен. Чаще всего жалобы на трудное детство происходят просто по причине, что не было времени разочароваться в том же футболе или скакалках.

У умных родителей творческие дети не жалеют о потерянном детстве. Потому что умные родители стараются не создавать ситуации, при которых ребёнок чувствует, что его эксплуатируют или заставляют что-то делать сверх меры. Даже при ОЧЕНЬ больших нагрузках талантливый ребёнок может иметь ощущение, что эти нагрузки - его личный выбор. Многие такие дети сами отказываются от кукол и плюшек ради того, чтобы быть на сцене. Потому что если понимать систему ценностей таких детей, то для них их творчество - самая большая ценность.

Родителю тут остаётся уже только следить за тем, чтобы ребёнок сам себя не перегрузил и не испортил здоровье.
В общем, беда всякого рода юных дарований не в том, что они много работают, а в том, что рядом с ними зачастую оказываются нерадивые взрослые, которые не понимают ситуации и не являются своему ребёнку друзьями и помощниками.

Эксплуатация детского труда начинается, прежде всего, там, где на ребёнке делаются деньги и продвигаются интересы взрослых. Причём дело не в собственно деньгах, а в потере родителями чувства меры. Если ребёнок или подросток может что-то заработать своим творчеством – это вовсе не плохо, это нормально. Но работа за деньги не должна превратиться для него в самоцель, барщину и вред для здоровья.

6. Вопрос про общеобразовательную школу я подняла неслучайно, потому что это одна из тех вещей, которые оказываются для талантливых детей куда более губительны, нежели физические нагрузки и выступления.
Стоит понимать, что очень важно, среди каких детей учится такой талантливый индивид. Иногда он оказывается в роли белой вороны, подвергается травле. Не буду подробно рассуждать о таких случаях. На эту тему существует масса информации и советов психологов. Но вообще желательно найти для такого ребёнка класс с хорошей атмосферой и доброжелательным отношением.

Стоит понимать, что голова у ребёнка не резиновая, а здоровье не железное. А потому: если он нагружен, к примеру, танцами, то ему нужны послабления по части школы. Часто договариваться о чём-то с учителями оказывается бесполезно. Поэтому сам родитель должен взять на себя смелость разрешить ребёнку где-то учиться на тройки, где-то прогуливать и т.д. Главное - не превратить всё это в неконтролируемый хаос. Подобная практика должна держаться на предельном доверии между детьми и родителями.

В наше время есть ещё всякие частные школы, где обучение ведётся в небольших группах. Если у вас есть на это деньги и реально подходящее достойное место, то можно попробовать.

Но в любом случае надо для себя сделать раз и навсегда вывод, что математика или химия будущему артисту чаще всего не требуется. Не надо выжимать из него пятёрки. А главное я много раз наблюдала такую ситуацию: ребёнок, который хоть и не готовился родителями в артисты, но при этом только в артисты и годился, заставлял себя что-то сдать по этим самым предметам. И всё равно ничего из этого не выходило. Поэтому если нет подобных способностей, склонностей, так и плюньте на них.

Поймите, что не школой единой развивается интеллект и что, в конце концов, квадратные уравнения при желании можно научиться решать даже в 40 лет. Если вдруг «приспичит». А вот наработать танцевальную технику профессионального уровня в 40 лет - это утопия.           Кстати, был у меня в школе мальчик, которого родители много заставляли учиться, а я им говорила "ему надо в актёры". И что вышло? Поступил он к нам в театральную академию, причём совершенно самостоятельно, сейчас работает в театре. То есть описанное поведение со стороны родителей - это чистой воды игнорирование реальности. А реальность такова: ребёнок, у которого много времени уходит на его креативные занятия и поиски, просто не может ещё столько же выдать по школьным предметам. Ну, может, разве что при условии, что он какой-то гений-феномен. Но мы и по биографиям гениев знаем, что зачастую со школой у них не клеилось.

В общественных стереотипных представлениях считается, что подобные проявления – это просто лень и невежество. Но это не так. Если ребёнок одарён и проводит время в каких-то интересных и важных для него занятиях, то сниженный интерес к общеобразовательным программам и предметам – просто следствие его погруженности в другие области.

Таким образом, скажу, что если ваш ребёнок, который стал артистом, когда-нибудь скажет, что ему испортили детство, то это будет в основном потому, что в куклы и футбол он мог бы поиграть в то время, когда вы его заставляли исправлять двойки и тройки по физике.

7. И последнее: что делать родителям, чтобы их талантливые дети-артисты, во взрослом состоянии имели поменьше психологических проблем?

Для начала надо понять, что творческие люди с описанными выше особенностями и мировоззрением - в принципе обречены на то, чтобы жить более сложную в психологическом отношении жизнь. Просто потому, что они отличаются, и жизнь их отличается. Таких детей и людей нельзя подогнать под стандарты. Их надо учиться понимать такими, какие они есть. Поэтому легко в принципе не будет.

Но вот два основных проблемных аспекта, которые отмечаются в судьбах таких людей:
Во-первых: тяжелейший переход из детства во взрослое состояние.
Во-вторых: необходимость решать всякие детские проблемы в куда более старшем возрасте.

С первой проблемой помогут справиться опять же очень доверительные отношения с ребёнком, которые не должны никак усложниться и испортиться в подростковые годы. Потому что именно в этот период ребёнку может быть тяжелее всего. И по причинам общей перестройки организма и психики, и по причине того, что к нему может меняться отношение публики и просто окружающих его людей. Ребёнка нужно подготовить к этому этапу заранее. Он должен знать, что с ним будет происходить и почему. Известно достаточно случаев тех же вундеркиндов, когда мудрость их родителей не позволила этим детям впасть в полное уныние на фоне подросткового кризиса. Тут может и педагог помочь, кстати. Это вообще та ситуация, когда окружение ребёнка должно ему помогать.

Легко не будет, но можно успешно преодолеть этот кризис, найти новый образ, принять новую ситуацию, пойти дальше. Это более чем реально.

Что касается второго, то опять же надо принять тот факт, что стандартной жизнь такого человека просто не может быть. Знаменит ли он или неизвестен, богат или беден, трудится или лежит на диване - в любой ситуации стандарта не будет. Вся суть - в специфике того, что кроется у него в голове, а не в чисто внешних условиях его жизни.
Поэтому могут быть и кризисы в 30 лет, и многое другое. Родители и другие участвующие в его судьбе взрослые могут сделать лишь одно: в детстве объяснить ему, какие трудности его могут ждать. Потому что жизнь, связанная со сценой – это часто непрерывная борьба за внимание, признание и востребованность. Начинающий артист должен усвоить как можно лучше, что он должен быть самокритичен, постоянно расти и совершенствоваться, держаться подальше от пороков и наркотиков. И что не все его мечты исполнятся. Что нужно быть к этому готовым. Жизнь человека искусства связана с верой в прекрасное, но при этом приходится жить в мире, где много несовершенства.

Важно научиться взаимодействовать с этим миром, не теряя себя и своей веры.

В принципе, такие объяснения нужны любому человеку. Но юному дарованию - это нужно объяснять медленно и искусно. Потому что таким подросткам бывает свойственно проявлять повышенную самоуверенность. И таких людей нужно беречь. Они бывают во многом беззащитны в любом возрасте. Сложно дать универсальные рецепты как сделать их судьбу благополучной. Но важно отметить, что для большинства творческих с повышенной эмоциональностью людей главной бедой становится отсутствие поддержки и понимания близких людей, которое тянется из детства и продолжает преследовать их взрослыми. Часто это обусловлено тем, что нестандартный сценарий развития и необычность таких детей попросту непонятны их родителям. Родители не готовы и не способны принять многие проблемы таких детей, они им незнакомы. Отсюда следует вывод: родителям талантливых детей необходимо учиться понимать специфические проблемы, которые у таких детей возможны. А для этого нужна чуткость, терпение и готовность к восприятию нестандартного.

Одно из отличий детей-артистов – это важность их отношений с публикой и соперничество с себе подобными. Это отдельная огромная тема. Но важно отметить, что многим родителям подобное незнакомо. А потому нужно учиться вникать в эти вопросы. Ведь именно они нередко оказываются причиной самых тяжёлых ситуаций.

И это лишь один из примеров того, что может сделать одаренного ребёнка непонятым, не говоря о том, что он может стать белой вороной среди сверстников, быть неправильно воспринят учителями общеобразовательной школы и чувствовать конфликт с окружающим миром в целом.

Родителям таких детей выпадает возможность постоянно наблюдать своего рода чудо, рождение и путь маленького творца, но в то же время выпадает и ответственность за то, чтобы помочь ему обрести силу и стойкость в его нелегком, но  чрезвычайно интересном пути.
 

(с) Любовь Фадеева (Amor), 2012

(с) Пряхи, 2012



Дата публикации - 13 Апреля 2012