Юлиана Пучкова. Отзыв на книгу "Красавица или Чудовище"



Юлиана Пучкова, аналитический психолог


Практическим психологам приходится сталкиваться – если они сами не попадают в подобную ловушку – с тем, что их клиенты приносят в консультацию, терапию или анализ какие-то части себя и своей жизни, симптомы и проблемы. Спору нет, без фокусировки работа теряет динамику и превращается в разыгрывание взаимных проекций: клиенту начинают помогать в том, в чем психолог сам счел нужным, клиент разочаровывается или терпит ненужное, а то и вредоносное воздействие. Однако и чрезмерное изолирование одной темы, проблемы или явления лишает работу необходимого смысла в общем контексте жизни человека. При этом, с другой стороны, даже самый тщательный сбор «анамнеза» порой не дает ничего, что позволило бы заглянуть за буквальное значение событий или переживаний.

Концепция мифа как целостная картина мира и всех связей и процессов, из которых он строится, по-видимому, способна давать более обширный ресурс смысла для понимания и помощи клиенту. Взгляд на себя и свою жизнь как на миф позволяет почувствовать общую взаимосвязанность всех его частей – по преимуществу являющихся порождениями искусственных разделений и противопоставлений. Возделывание своей личности как мифологического пространства, нанизывание разнородных и разноуровневых событий на единую образную канву по принципу аналогии, созвучия, синхронии позволяет почувствовать свое единство, единение с собой, целостность и полноту. Порой для этого нужен внешний помощник – профессиональный психолог, но многие разумно обращаются к литературе. И книга Галины Бедненко – редкий представитель того пока до отчаяния малочисленного отряда изданий, которые практический психолог может рекомендовать своим клиентам. Рекомендовать, не боясь, что их оттолкнет герметичная, труднопостижимая (особенно в переводной литературе) система понятий или примитивная поучающая или расслабляющая интонация книг «для женщин» («пост-феминистская умильная женская духовность», по выражению Бедненко).


Похоже, автор – очень впечатляющим образом, заставляющим сопереживать движению мысли, как движениям акробата по канату – избегает и другой стороны пропасти, а именно уже, слава богу, набившей публике оскомину идеи исключительной роли сознательных усилий в переделке себя для достижения личного совершенства и социального успеха. Один из ключевых акцентов книги – возвращение в практическую психологическую помощь уважения к личной воле, силе собственного намерения, ответственности за реализуемые решения и принятие последствий и отклика. То есть той «внешней» части человеческой жизни, которую в психологии часто принято противопоставлять некое «внутренней», всегда спонтанной и якобы гораздо более значимой.

«Классическое ньюэйджевое смещение акцента с объективной реальности в пользу субъективного восприятия» - слова, сказанные автором в одной из своих статей по поводу астрологии*, вполне можно отнести и к нарушению баланса в психологической практике. Упирая на важность и приоритет субъективной интерпретации, зачастую в
психологической работе мы снижаем (если не вообще отрицаем) значимость объективных обстоятельств, действий и их последствий, ответственности за свои поступки. Это лишает человека ощущения хоть какой-то управляемости собственной жизни. Причины и ответственность возлагаются на кого угодно – врожденные свойства, детский опыт, культурные или социальные обстоятельства – только не на себя, и человек остается бессилен что-либо изменить. Тогда субъективность становится ловушкой, в которую можно спрятаться от жизни и продолжать наступать на грабли некоего «сценария», который якобы детерминирует все жестко и безвозвратно.


Особенно выпукло эта сложная тема звучит в главах, где речь идет о женских сказках. Трудно отнести на счет случайности тот факт, что упомянутый перекос в сторону субъективности цветет сегодня в практической психологии как женской сфере деятельности. В консультирование, терапию, анализ – по обе стороны процесса – сегодня в основном идут женщины, они и специалисты, и клиенты (во всяком случае, в России и по соседству). В авторской позиции ощущается возвращение здоровой энергии Анимуса, дающего женщине необходимый контакт с «внешней» или объективной реальностью, позицию самодостаточности, активности, ответственности, некоего мужского мускула, сообщающего импульс поступательного движения мысли и действию.

Автор сохраняет равновесие между двумя крайностями и позволяет отчетливо уловить золотую, необходимую и спасительную середину – диалог, в котором, как в нормальном судебном процессе, следует выслушать обе стороны. Тогда личная судьба рождается не как пассивный продукт каких-либо обстоятельств, но и не как результат добровольно-принудительных усилий сознания (опирающегося на иллюзорную независимость), а как плод соединения разделенных полюсов (conjunctio Юнга), динамическая траектория собственного сюжета. Услышать «вызовы и ответы индивидуальности», выстроить и ощутить связь с Самостью, не поглощающей, не оставляющей, а питающей и призывающей Эго найти и пройти свой путь, построить и узнать свой мир и себя и быть достаточно устойчивым и чувствительным к мирам других – соседствующим или общим с нами. Идет ли речь о проживании архетипов сезонности, различных сказочных сюжетов, возрастных «вызовов и ответов индивидуальности» (аналогия с историческими закономерностями развития общества), отношениях с внутренними и внешними стимулами и давлением, субкультурными образами и моделями, - автор показывает продуктивность такой диалогической позиции для личного и профессионального опыта.

С этой точки зрения каждая глава книги, каждая статья, вошедшая в сборник, говоря о различных феноменах, сюжетах, социальных и методологических вопросах, поддерживает две эти линии – важность самодостаточной личной воли и мифологизации взгляда на жизнь. «Держать ответ перед своей судьбой можно только душевной силой, волей и осознанием процесса. Тогда это будет индивидуальный мифологический шаг внутри своего Большого сюжета, своего мифа».

Здесь вновь хочется подчеркнуть ценность такого взгляда не только для личного, но и для профессионального опыта практических психологов. Практика профессионального внерелигиозного обращения к душе, начиная с фрейдовского психоанализа до наших дней, претерпела различные крайности, и в нынешней реальности специалисту (если он не прячется за постулатами одного метода из корпоративной лояльности) приходится выдерживать большую степень неопределенности, прокладывая свою траекторию, создавая свой рецепт целительного эликсира, который мог бы и помогать клиентам, и поддерживать самого практика. Например, статья, чье название вынесенной в заголовок книги «Красавица или Чудовище», прямо указывает на опцию рассмотрения ее как исследования – и сказочного, и мифологического - процесса психотерапии, ее соблазнов, ожиданий, страхов, открытий, потерь и спасений. В других главах книги также можно усмотреть различные аспекты и феномены психологической работы, - взаимные проекции, перенос и контрперенос, развитийный подход, открытие Тени, Анимы и Анимуса, вопросы адаптации и социализации.

Книга Галины Бедненко – одна из тех, что стремятся «не дать завершиться внутреннему диалогу» (процитированные в книге слова Дональда Винникотта), а это открытие подросткового возраста, по-видимому, всегда актуально для профессионала, поскольку поддерживает энергию становления – как в масштабе индивидуального профессионального пути, так и в развитии психологического сообщества. В конце концов, все «мы выстраиваем нашу внутреннюю реальность шаг за шагом, как внутренним, так и внешним, с каждым своим решением или суждением»**.

* Юлия Косорукова, Галина Бедненко. Идеология и современная культура Нью Эйдж  как кризис пост-христианской цивилизации // http://pryahi.indeep.ru/history/new_age.html
** Бедненко Г.Б. Образы и сюжеты внутренней реальности как реконструкция личного мира: ловушка подхода // http://flogiston.ru/articles/therapy/inner_reality

 



Дата публикации - 6 Августа 2012

Рекомендуемые товары к статье

380.00 руб.
Арт.Кн


Издан набор открыток "Теменос" по ролевым архетипам

Вышла Вторая редакция Блокнота Таролога со схемами и раскладами